Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя
общеобразовательная школа" с.п. Черная Речка
Урванского муниципального района КБР
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
МКОУ СОШ с.п.
Черная Речка
Протокол №6
от 30.06.2025
СОГЛАСОВАНО
с Управляющим советом
МКОУ СОШ с.п.
Черная Речка
Протокол №6
от 30.06.2025
УТВЕРЖДЕНО
директор
Шидова Ф.М.
Приказ № 78
от 30.08.2025
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
к АООП УО (вариант 1)
на 2025 – 2026 учебный год
Урванский муниципальный район, Кабардино-Балкарская Республика 2025
Пояснительная записка
Учебный план.
Учебный план, реализующий АООП УО (вариант 1), фиксирует общий объем нагрузки,
максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их
освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
4.1. . Недельный учебный план представлен по этапам обучения:
1 этап - I - IV или I дополнительный, I - IV классы;
2 этап - V - IX классы;
3 этап - X - XII классы.
Срок обучения по АООП составляет 9 - 13 лет.
4.2. . Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в I
дополнительном и в I классе и 34 учебных недель в году со II по XII класс.
Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732 академических часов
на 1 этапе обучения (I - IV или I дополнительный, I - IV класс), 5066 академических часов
на 2 этапе обучения (V - IX класс) и 3060 часов на 3 этапе (X - XII класс).
4.3. На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей
и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в
состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую
направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей
обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического
развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая
область.
4.4. Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и
учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Состав учебных предметов в обязательной части учебного плана может различаться для
обучающихся с умственной отсталостью разных нозологических групп и определяется в
соответствии с представленными ниже учебными планами.
4.5. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью:
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях.
4.6 Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей
каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с умственной отсталостью и необходимую коррекцию
недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
Введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.
4.7 Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность,
включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной
деятельности.
4.8. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
обязательными коррекционными курсами (коррекционно развивающими занятиями).
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно,
исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на
основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Время, отведенное
на реализацию коррекционноразвивающей области, не учитывается при определении
максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается при определении объемов
финансирования.
Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в неделю из
часов внеурочной деятельности.
4.9. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации.
Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора
широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых для
обеспечения их индивидуальных потребностей и составляет суммарно 10 часов в неделю
на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные занятия
коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их
физиологических потребностей (пункт 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи", утвержденных постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28
(зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г,
регистрационный № 61573), действующим до 1 января 2027 г.
Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью, которые в силу
особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении
отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных
представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются
индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и
формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ
сопровождается тьюторской поддержкой.
Недельный учебный план ФАООП УО (вариант 1) обучающихся с НОДА
V - IX классов.
Предметные области
Учебные
предметы
Количество часов
Классы
VI
Обязательная часть
1. Язык и речевая практика
2. Математика
3. Естествознание
4.
Человек и общество
5. Технология
6. Физическая культура
Итого:
Предельно допустимая аудиторная
учебная нагрузка при 5-дневной
учебной неделе
Русский язык
1
Чтение
(Литературное чтение)
1
Математика
2
Информатика
-
Природоведение
1
Биология
География
1
1
1
Мир истории
История отечества
Основы социальной
жизни
Профильный труд
Адаптивная физическая
культура
1
1
10
10
Общий объем учебной нагрузки составляет при 5- дневной учебной 10 часов.
Общий объем учебной нагрузки составляет 5066 часов за 5 учебных
лет при 5- дневной учебной неделе (34 учебных недели в году).