Аннотация к рабочим программам учебного плана основного общего образования

Аннотации к рабочим программам по предметам учебного плана основной образовательной
программы основного общего образования (ФГОС ООО, ФОП ООО), реализуемым
в 2025 – 2026 учебном году
МКОУ СОШ с.п. Черная Речка
Предмет

Русский язык
(ФРП)

Аннотация к рабочей программе
Федеральная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также
Федеральной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в
Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016
г.
№ 637-р) и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части ООП ООО.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка и
языка меж- национального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его проживания и
этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах его существования и
функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных
возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях
общения определяют успешность социализации личности и возможности её самореализации в различных
жизненно важных для человека областях.
Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и
социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения
личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории
русского и других народов России.
Обучение русскому языку направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры
ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения,
навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования
На изучение русского языка на ступени основного общего образования отводится 680 часов:
● 5 класс – 170 часов (5 часов в неделю);
● 6 класс – 170 часов (5 часов в неделю);
● 7 класс – 136 часов (4 часа в неделю);
● 8 класс – 102 часа (3 часа в неделю);
● 9 класс – 102 часа (3 часа в неделю).

Литература
(ФРП)

История
(ФРП)

Федеральная рабочая программа учебного предмета «Литература» на уровне основного общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также
Федеральной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в
Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г
№ 637-р) и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части ООП ООО.
Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и
нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном,
интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и
национального самосознания.
Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных
произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как
добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья Целостное восприятие и понимание
художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей
эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей школьников, их
психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта
Полноценное литературное образование на уровне основного общего образования невозможно без учёта
преемственности с курсом литературного чтения на уровне начального общего образования, межпредметных
связей с курсом русского языка, истории и предметов художественного цикла, что способствует развитию речи,
историзма мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и
его воплощению в творческих работах различных жанров. В рабочей программе учтены все этапы российского
историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы,
касающиеся литератур народов России и зарубежной литературы.
В 5, 6, 9 классах на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, в 7 и 8 классах – 2 часа в неделю.
Федеральная рабочая программа по истории на уровне основного общего образования составлена на основе
требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также федеральной программы
воспитания, и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части ООП ООО.
История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного,
нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме,
культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История даёт возможность познания и
понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника,
способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения
исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические
знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у

«Введение в
Новейшую историю
России»

Обществознание
(ФРП)

обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в
мире, важности вклада каждого её народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю,
формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
На изучение учебного предмета «История» на ступени основного общего образования отводится: в 5-7 классах
по 3 часа в неделю,8-9 класса по 2 часа в неделю при 34 учебных неделях. В 9 классе предусмотрено
изучение учебного модуля «Введение в Новейшую историю России» в объёме 14 часов.
Программа учебного модуля «Введение в Новейшую историю России» составлена на основе положений и
требований к освоению предметных результатов программы основного общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования с учётом федеральной
программы воспитания, Концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных
организациях, реализующих основные общеобразовательные программы.
Содержание учебного модуля, его воспитательный потенциал призван реализовать условия для формирования у
подрастающего поколения граждан целостной картины российской истории, осмысления роли современной
России в мире, важности вклада каждого народа в общую историю Отечества, позволит создать основу для
овладения знаниями об основных этапах и событиях новейшей истории России на ступени среднего общего
образования
Учебный модуль «Введение в Новейшую историю России» имеет также историко-просвещенческую
направленность, формируя у молодёжи способность и готовность к защите исторической правды и сохранению
исторической памяти, противодействию фальсификации исторических фактов.
На реализацию модуля «Введение в Новейшую историю России» в рамках курса Истории России в 9 классе
отводится не менее чем на 14 учебных часов.
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» на уровне основного общего
образования составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной
программы, представленных в ФГОС ООО, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета
«Обществознание», а также с учётом федеральной программы воспитания и подлежит непосредственному
применению при реализации обязательной части образовательной программы основного общего образования.
Изучение учебного предмета «Обществознание», включающего знания о российском обществе и направлениях
его развития в современных условиях, об основах конституционного строя нашей страны, правах и обязанностях
человека и гражданина, способствует воспитанию российской гражданской идентичности, готовности к
служению Отечеству, приверженности национальным ценностям.
Привлечение при изучении обществознания различных источников социальной информации помогает
обучающимся освоить язык современной культурной, социально-экономической и политической коммуникации,
вносит свой вклад в формирование метапредметных умений извлекать необходимые сведения, осмысливать,
преобразовывать и применять их.

География
(ФРП)

Обеспечение
безопасности
и
защиты Родины
(ФРП)

Изучение учебного предмета «Обществознание» содействует вхождению обучающихся в мир культуры и
общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я», формированию
способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в обществе.
Общее количество учебных часов на четыре года обучения составляет 68 часов. Учебным планом на изучение
обществознания отводится в 8-9 классах по 1 часу в неделю при 34 учебных неделях.
Федеральная рабочая программа учебного предмета «География» на уровне основного общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также на
основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в федеральной программе воспитания и подлежит непосредственному
применению при реализации обязательной части образовательной программы основного общего образования.
Учебный предмет «География» на уровне основного общего образования - предмет, формирующий у
обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных
закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о
динамике
основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проблемах взаимодействия
природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание курса географии на уровне основного общего образования является базой для реализации
краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в
старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для
последующей уровневой дифференциации.
На изучение учебного предмета «География» отводится: по одному часу в неделю в 5 и 6 классах и по 2
часа в 7, 8 и 9 классах.
Федеральная рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины разработана на
основе требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в ФГОС
ООО, федеральной программы воспитания, Концепции преподавания учебного предмета
«Основы безопасности и защиты Родины»
и предусматривает непосредственное применение при реализации ООП ООО.
Изучение ОБЗР направлено на обеспечение формирования базового уровня культуры безопасности
жизнедеятельности, что способствует выработке у обучающихся умений распознавать угрозы, избегать
опасности, нейтрализовывать конфликтные ситуации, решать сложные вопросы социального характера, грамотно
вести себя в чрезвычайных ситуациях.
В программе ОБЗР содержание учебного предмета ОБЗР структурно представлено десятью модулями
(тематическими линиями), обеспечивающими непрерывность изучения предмета на уровне основного общего
образования и преемственность учебного процесса на уровне среднего общего образования:
модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»;
модуль № 2 «Безопасность в быту»;
модуль № 3 «Безопасность на транспорте»;
модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»;

Математика

Информатика

модуль № 5 «Безопасность в природной среде»;
модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить Основы медицинских знаний»;
модуль № 7 «Безопасность в социуме»;
модуль № 8 «Безопасность в информационном пространстве»;
модуль № 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»;
модуль № 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья
населения».
В 8—9 классах предмет изучается из расчёта 1 час в неделю.
Рабочая программа по математике для обучающихся 5-9 классов разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых
требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые
обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и
саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В
рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской
Федерации.
Основные линии содержания курса математики в 5-9 классах: «Числа и вычисления», «Алгебра»
(«Алгебраические выражения», «Уравнения и неравенства»), «Функции», «Геометрия» («Геометрические фигуры
и их свойства», «Измерение геометрических величин»), «Вероятность и статистика».
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования
математика является обязательным предметом на данном уровне образования. В 5-9 классах учебный предмет
«Математика» традиционно изучается в рамках следующих учебных курсов: в 5-6 классах — курса «Математика»,
в 7—9 классах — курсов «Алгебра» (включая элементы статистики и теории вероятностей) и «Геометрия».
Настоящей программой вводится самостоятельный учебный курс «Вероятность и статистика».
На изучение математики в 5—6 классах отводится 5 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения, в
7-9 классах 6 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения.
Рабочая программа по информатике на уровне основного образования составлена на основе Требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также федеральной
рабочей программе воспитания.
Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего образования определяют структуру основного
содержания учебного предмета в виде следующих четырёх тематических разделов:
● цифровая грамотность;
● теоретические основы информатики;
● алгоритмы и программирование;
● информационные технологии.
Учебным планом на изучение информатики на базовом уровне отведено– по 1 часу в неделю в 7, 8 и 9 классах
соответственно.

Биология

Физика

Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также федеральной
программы воспитания.
Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности учащихся и организацию изучения
биологии на деятельностной основе. В программе учитываются возможности предмета в реализации Требований
ФГОС ООО к планируемым, личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация
межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего образования.
В соответствии с ФГОС ООО биология является обязательным предметом на уровне основного общего
образования. Данная программа предусматривает изучение биологии: из расчёта с 5 по 7 класс – 1 час в неделю,
в 8-9 классах – 2 часа в неделю.
Рабочая программа по физике на уровне основного общего образования составлена на основе положений и
требований к результатам освоения на базовом уровне основной образовательной программы, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО), а также
с учётом федеральной программы воспитания и Концепции преподавания учебного предмета «Физика» в
образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные
программы.
Содержание Программы направлено на формирование естественно-научной грамотности учащихся и
организацию изучения физики на деятельностной основе. В ней учитываются возможности предмета в реализации
требований ФГОС ООО к планируемым личностным и метапредметным результатам обучения, а также
межпредметные связи естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего образования.
Цели изучения физики:
● приобретение интереса и стремления обучающихся к научному изучению природы, развитие их
интеллектуальных и творческих способностей;
● развитие представлений о научном методе познания и формирование исследовательского отношения к
окружающим явлениям;
● формирование
научного мировоззрения
как
результата изучения
основ строения
материи
и фундаментальных законов физики;
● формирование представлений о роли физики для развития других естественных наук, техники и
технологий;
● развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной деятельности, связанной с
физикой, подготовка к дальнейшему обучению в этом направлении.
Данная программа предусматривает изучение физики на базовом уровне в объёме по 2 ч в неделю в 7 и 8 классах и
по 3 ч в неделю в 9 классах.

Химия

Музыка

Рабочая программа по химии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учётом
распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования и элементов содержания, представленных в Универсальном
кодификаторе по химии, а также на основ е федеральной рабочей программы воспитания обучающихся при
получении основного общего образования и с у чётом Концепции преподавания учебного предмета «Химия» в
образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные
программы (утв. Решением Коллегии Минпросвещения России, протокол от 03.12.2019 N ПК-4вн).
Данная программа предусматривает изучение химии на базовом уровне в по 2 ч в неделю в 8 классах и 2 ч в
неделю в 9 классах.
Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне основного общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учётом:
● распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования по предмету «Музыка»;
● федеральной программы воспитания.
Рабочая программа по музыке основного общего образования разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО),
примерной программы воспитания. Рабочая программа разработана на основе рабочей программы ООО по музыке
(одобрена решением ФУМО по общему образованию протокол 3/21 от 27.09.2021 г.), планируемых результатов
основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО 2021 г, УМК «Музыка» авторов Сергеевой Г. П.,
Критской Е. Д. (1.1.2.7.2.1.1- 1.1.2.7.2.1.4. ФПУ утв. Приказом Министерства просвещения РФ от 21 сентября
2022 г. № 858).
Целью реализации программы является воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры
обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является эстетическое восприятие

Изобразительное
искусство

искусства, постижение мира через его переживание, самовыражение через творчество. Содержание рабочей
программы учебного предмета «Музыка» на ступени основного общего образования предусматривает изучение
программного материала по нескольким модулям: «Музыка моего края», «Народное музыкальное творчество
России», «Музыка народов мира», «Европейская классическая музыка», «Русская классическая музыка», «Истоки
и образы русской и европейской духовной музыки», «Современная музыка: основные жанры и направления»,
«Связь музыки с другими видами искусства», «Жанры музыкального искусства».
На изучение предмета “Музыка” на ступени основного общего образования отводится 136 часов:
● 5 класс – 34 часа (1 час в неделю);
● 6 класс – 34 часа (1 час в неделю);
● 7 класс – 34 часа (1 час в неделю);
● 8 класс – 34 часа (1 час в неделю).
Рабочая программа основного общего образования по предмету «Изобразительное искусство» составлена на
основе требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также на основе
планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
представленных в федеральной рабочей программе воспитания.
Рабочая программа по изобразительному искусству основного общего образования разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
(ФГОС ООО), примерной программы воспитания. Рабочая программа разработана на основе рабочей программы
ООО по ИЗО (одобрена решением ФУМО по общему образованию протокол 3/21 от 27.09.2021 г.), планируемых
результатов основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО 2021 г, УМК «Изобразительное
искусство» авторов: Горяева Н. А., Островская О. В.: под ред. Неменского Б. М. (1.1.2.7.1.1.1- 1.1.2.7.1.1.4. ФПУ
утв. Приказом Министерства просвещения РФ от 21 сентября 2022 г. № 858).
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного
мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формы
самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Изобразительное
искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры,
народного и декоративно-прикладного искусства, фотографии, функции художественного изображения в
зрелищных и экранных искусствах.
Учебный материал каждого модуля разделён на тематические блоки, которые могут быть основанием для
организации проектной деятельности, которая включает в себя как исследовательскую, так и художественнотворческую деятельность, а также презентацию результата.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» структурировано как система тематических модулей. Три
модуля входят в учебный план 5–7 классов программы основного общего образования.
На изучение предмета «Изобразительное искусство» на уровне основного общего образования отводится:
● 5 класс – 16 часа (0,5 час в неделю);
● 6 класс – 16 часа (0,5 час в неделю);
● 7 класс – 16 часа (0,5 час в неделю).

Труд
(Технология)

Рабочая программа по технологии на уровне основного образования составлена на основе Требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также федеральной
рабочей программе воспитания.
Учебный предмет «Технология» на ступени основного общего образования интегрирует знания по разным
предметам учебного плана и становится одним из базовых для формирования у обучающихся функциональной
грамотности, технико-технологического, проектного, креативного и критического мышления на основе практикоориентированного обучения и системно-деятельностного подхода в реализации содержания. В рамках освоения
предмета происходит приобретение базовых навыков работы с современным технологичным оборудованием,
освоение современных технологий, знакомство с миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся
в сферах трудовой деятельности.
Содержание предмета «Технология» отражает смену жизненных реалий и формирование пространства
профессиональной ориентации и самоопределения личности, в том числе: компьютерное черчение,
промышленный дизайн; 3D-моделирование, прототипирование, технологии цифрового производства в области
обработки материалов, аддитивные технологии; нанотехнологии; робототехника и системы автоматического
управления; технологии электротехники, электроники и электроэнергетики; строительство; транспорт; агро- и
биотехнологии; обработка пищевых продуктов.
Стратегическими документами, определяющими направление модернизации содержания и методов обучения,
являются:
● ФГОС ООО 2021 года (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
зарегистрирован в Минюсте России 05.07.2021, № 64101);
● Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской
Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена коллегией
Министерства просвещения Российской Федерации 24 декабря 2018 г.).
Современный курс технологии построен по модульному принципу. Модульная рабочая программа по предмету
«Технология» — это система логически завершённых блоков (модулей) учебного материала, позволяющих
достигнуть конкретных образовательных результатов за уровень образования.
На освоение предмета «Технология» на ступени основного общего образования отводится 272 часа:
● 5 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
● 6 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
● 7 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
● 8 класс – 16 часа (0,5час в неделю);
● 9 класс – 34 часа (1 час в неделю).

Физическая
культура

Рабочая программа по физической культуре на уровне основного общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а
также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся, представленной в Федеральной программе воспитания.
В рабочей программе нашли свои отражения объективно сложившиеся реалии современного социокультурного
развития российского общества, условия деятельности образовательных организаций, возросшие требования
родителей, учителей и методистов к совершенствованию содержания школьного образования, внедрению новых
методик и технологий в учебно-воспитательный процесс. В своей социально-ценностной ориентации рабочая
программа сохраняет исторически сложившееся предназначение дисциплины «Физическая культура» в качестве
средства подготовки учащихся к предстоящей жизнедеятельности, укрепления их здоровья, повышения
функциональных и адаптивных возможностей систем организма, развития жизненно важных физических качеств
Программа обеспечивает преемственность с рабочей программой начального среднего общего образования,
предусматривает возможность активной подготовки учащихся к выполнению нормативов «Президентских
состязаний» и «Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО».
Содержание рабочей программы представляется системой модулей, которые входят структурными компонентами
в раздел «Физическое совершенствование». Инвариантные модули включают в себя содержание базовых видов
спорта: гимнастика, лёгкая атлетика, зимние виды спорта (на примере лыжной подготовки), спортивные игры,
плавание Данные модули в своём предметном содержании ориентируются на всестороннюю физическую
подготовленность учащихся, освоение ими технических действий и физических упражнений, содействующих
обогащению двигательного опыта.
Общий объём часов, отведённых на изучение учебной дисциплины «Физическая культура» на ступени основного
общего образования блок «Базовая физическая подготовка» отводится 340 часов:
● 5 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
● 6 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
● 7 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
● 8 класс – 68 часа (2 часа в неделю);
● 9 класс – 68 часа (2часа в неделю).
При разработке рабочей программы по предмету «Физическая культура» учтена возможность реализации
вариативных модулей (не менее 1 часа в неделю с 5 по 9 класс) во внеурочной деятельности, в том числе в форме
сетевого взаимодействия с организациями системы дополнительного образования детей.

Родной
(кабардиночеркесский)
язык

В основе программы по родному (кабардино-черкесскому) языку лежит системно-деятельностный подход,
являющийся методологией ФГОС ООО. Системно-деятельностный подход обеспечивает формирование
готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование социальной
среды развития обучающихся в системе общего образования, их активную учебно-познавательную
деятельность, построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и
физиологических особенностей обучающихся.В содержании программы по родному (кабардино-черкесскому)
языку выделяются следующие содержательные линии: речевая деятельность и культура речи, общие сведения о
языке (взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры кабардинцев и черкесов,
межкультурные и языковые взаимодействия с другими народами Российской Федерации), разделы науки о
языке (устройство языка и особенности функционирования языковых единиц).Изучение родного (кабардиночеркесского) языка направлено на достижение следующих целей: воспитание гражданина Российской
Федерации, осознающего причастность к кабардинскому и черкесскому народу, уважающего язык и культуру
родного этноса и других народов Российской Федерации, формирование отношения к кабардино-черкесскому
языку как к духовному наследию народа, ответственности за его изучение, сохранение и развитие;
формирование у обучающихся коммуникативных навыков, помогающих пользоваться средствами языка в
различных жизненных ситуациях и сферах общения с соблюдением норм этикета; ознакомление с языковой
системой, формирование базовых лексических, грамматических, стилистических, орфоэпических,
орфографических и пунктуационных знаний, умений и навыков, развитие способности обучающегося к анализу
и оценке языковых явлений и фактов; развитие умений работать с текстом на родном (кабардино-черкесском)
языке, осуществлять поиск информации в различных источниках, передавать ее в самостоятельно созданных
высказываниях.
Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (кабардино-черкесского) языка, - 340 часов: в 5
классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 6 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 7 классе - 68 часов (2 часа в
неделю), в 8 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе - 16 часов (1 час в неделю).

Родная
(кабардиночеркесская)
литература

Программа по родной (кабардино-черкесской) литературе концентрически расширяет содержание, уже
усвоенное на уровне начального общего образования, систематизирует представления по кабардино-черкесской
литературе и углубляет знания обучающихся об историческом и жанрово-родовом развитии кабардиночеркесской литературы. В процессе текстуального изучения литературных произведений на уровне основного
общего образования продолжается развитие устной и письменной речи, познавательной активности, логического
мышления, умений самостоятельной учебно-познавательной деятельности.Специфика учебного предмета
"Родная (кабардино-черкесская) литература" определяется сущностью литературы как феномена национальной
культуры. Воздействуя на обучающихся на эмоциональном и интеллектуальном уровнях, она приобщает их к
нравственно-эстетическим ценностям народа, формирует духовный облик, нравственные ориентиры, общее
миропонимание и национальное самосознание.Программа по родной (кабардино-черкесской) литературе
определяет список разножанровых произведений разных эпох, авторов, тем.Теоретико-литературные понятия
рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений, используются межпредметные
связи с курсом русской литературы.В содержании программы по родной (кабардино-черкесской) литературе
выделяются следующие содержательные линии:
Содержательная линия "Литература как сфера творческой деятельности и как учебный предмет" направлена на
формирование навыков определения художественных и научных текстов, литературных жанров, усвоение
литературоведческих понятий для анализа художественного произведения.
Содержательная линия "Устное народное творчество" направлена на изучение основных жанров адыгского
фольклора, определение его нравственного идеала.
Содержательная линия "Исторические истоки современной кабардино-черкесской литературы" посвящена
изучению творчества кабардинских и черкесских писателей и определению его значения для современной
литературы.
Содержательная линия "Становление кабардино-черкесской литературы в первые десятилетия XX века"
предполагает изучение кабардино-черкесской литературы начала XX века.
Содержательная линия "Кабардино-черкесская литература о героях труда" направлена на изучение
произведений литературы, посвященных трудящимся разных сфер деятельности.
Содержательная линия "Патриотические чувства и любовь к Родине в мирное и военное время" предполагает
изучение литературы адыгского народа, посвященной героям Великой Отечественной войны, патриотизму и
любви к Родине в мирное время, нравственному совершенству и внутренней красоте человека, красоте и
щедрости природы родного края.
Содержательная линия "Кабардино-черкесская литература о внутреннем мире человека" направлена на изучение
современной кабардино-черкесской литературы, отражающей внутренние переживания человека в условиях
информационного общества.
Изучение родной (кабардино-черкесской) литературы направлено на достижение следующих целей:

приобщение обучающихся к литературному наследию кабардинского народа, развитие устной и письменной
речи на родном языке, обучение основным теоретико-литературным понятиям, воспитание ценностного
отношения к родной кабардино-черкесской литературе как к хранителю культурного наследия кабардинского
народа.
формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа и особому
способу познания жизни;
осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения лучших
произведений литературы своего народа;
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное,
осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на эмоциональном и
интеллектуальном уровнях;
воспитание культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать свое мнение и оформлять
его в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания творческого,
аналитического и интерпретирующего характера;
воспитание культуры понимания "чужой" позиции, а также уважительного отношения к языкам, к ценностям
других людей, к культуре других эпох и народов;
осознание значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития, формирование стремления
сознательно планировать и реализовывать свое чтение.
Общее число часов, рекомендованных для изучения родной (кабардино-черкесской) литературы - 170 часов: в 5
классе - 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 8
классе - 34 часа (1 час в неделю).
При разработке рабочей программы по предмету «Родной (кабардино-черкесский) язык» и «Родная (кабардиночеркесская литература) учтена возможность реализации вариативных модулей (не менее 1 часа в неделю с 5 по 9
класс) во внеурочной деятельности.

Иностранный язык
(английский)

Рабочая программа по учебному предмету «Иностранный язык (английский)» включает пояснительную записку,
содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по иностранному языку (английскому).
Программа по иностранному языку (английскому) на уровне основного общего образования составлена на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в ФГОС ООО, а также на
основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в федеральной рабочей программе воспитания.
Программа по иностранному языку (английскому) разработана с целью оказания методической помощи учителю в
создании рабочей программы по учебному предмету, даёт представление о целях образования, развития и воспитания
обучающихся на уровне основного общего образования средствами учебного предмета, определяет обязательную
(инвариантную) часть содержания программы по иностранному языку (английскому).
Программа по иностранному языку (английскому) устанавливает распределение обязательного предметного содержания
по годам обучения, последовательность их изучения с учётом особенностей структуры иностранного языка
(английского), межпредметных связей иностранного языка (английского) с содержанием учебных предметов, изучаемых
на уровне основного общего образования, с учётом возрастных особенностей обучающихся. В программе по
иностранному языку (английскому) для основного общего образования предусмотрено развитие речевых умений и
языковых навыков, представленных в федеральной рабочей программе по иностранному языку (английскому) начального
общего образования, что обеспечивает преемственность между уровнями общего образования.
Изучение иностранного языка (английского) направлено на формирование коммуникативной культуры обучающихся,
осознание роли иностранного языка как инструмента межличностного и межкультурного взаимодействия, способствует
общему речевому развитию обучающихся, воспитанию гражданской идентичности, расширению кругозора, воспитанию
чувств и эмоций.
Построение программы по иностранному языку (английскому) имеет нелинейный характер и основано на
концентрическом принципе. В каждом классе даются новые элементы содержания и определяются новые требования. В
процессе обучения освоенные на определённом этапе грамматические формы и конструкции повторяются и закрепляются
на новом лексическом материале и расширяющемся тематическом содержании речи.
Возрастание значимости владения иностранными языками приводит к переосмыслению целей и содержания обучения
иностранному языку (английскому).
Цели иноязычного образования формулируются на ценностном, когнитивном и прагматическом уровнях и воплощаются
в личностных, метапредметных и предметных результатах обучения. Иностранные языки являются средством общения и
самореализации и социальной адаптации, развития умений поиска, обработки и использования информации в
познавательных целях, одним из средств воспитания гражданина, патриота, развития национального самосознания.
Целью иноязычного образования является формирование коммуникативной компетенции обучающихся в единстве таких
её составляющих, как: речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой
деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); языковая компетенция – овладение новыми языковыми
средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c отобранными
темами общения; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном
и иностранном языках; социокультурная (межкультурная) компетенция – приобщение к культуре, традициям стран
(страны) изучаемого языка в рамках тем и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим
особенностям обучающихся 5–9 классов на разных этапах (5–7 и 8–9 классы), формирование умения представлять свою
страну, её культуру в условиях межкультурного общения; свою страну, её культуру в условиях межкультурного общения;

компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при
получении и передаче информации. Наряду с иноязычной коммуникативной компетенцией средствами иностранного
языка (английского) формируются компетенции: образовательная, ценностно-ориентационная, общекультурная,
учебнопознавательная, информационная, социально-трудовая и компетенция личностного самосовершенствования.
Основными подходами к обучению иностранному языку (английскому) признаются компетентностный, системнодеятельностный, межкультурный и коммуникативно-когнитивный, что предполагает возможность реализовать
поставленные цели, добиться достижения планируемых результатов в рамках содержания, отобранного для основного
общего образования, использования новых педагогических технологий (дифференциация, индивидуализация, проектная
деятельность и другие) и использования современных средств обучения.
Общее число часов, рекомендованных для изучения иностранного языка (английского): в 5 классе – 102 час а(3 часа
в неделю), в 6 классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 7 классе – 102 часа (3часа в неделю), в 8 классе –102 часа (3 часа
в неделю), в 9 классе – 102 часа (3 часа в неделю).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».